Фан Пермь

 

Футбольная команда "Амкар" (Пермь) основана в Открытом акционерном обществе "Минеральные удобрения" в 1993 году. Днем рождения нового спортивного коллектива считается 5 мая 1993 года. В этот день заводские футболисты - любители впервые вышли на поле в розыгрыше Кубка г. Перми под своим новым названием, которое складывается из начальных букв основных химических продуктов, выпускаемых акционерным обществом - аммиак и карбамид.

Уже на следующий год заводская команда под руководством играющего тренера Виктора Засульского стала Чемпионом и обладателем Кубка Пермской области.

Большое участие в организации и становлении профессионального футбольного клуба "Амкар" (Пермь) принадлежит генеральному директору ОАО "Минеральные удобрения" Валерию Чупракову и коммерческому директору предприятия Геннадию Шилову. Главной задачей пермского клуба, образованного 6 декабря 1994 года стало создание команды, способной на высоком профессиональном уровне достойно представлять город и область в чемпионате России по футболу.

С мая 1995 года "Амкар" (Пермь) - член Профессиональной футбольной лиги и участник ежегодных первенств страны футболистов-нелюбителей. Ведущую роль в успешном становлении коллектива сыграли в прошлом игроки команды "Звезда" (Пермь) - нынешний главный тренер "Амкара" мастер спорта Сергей Оборин и генеральный директор ФК Юрий Гребенюк, футболисты мастера спорта Сергей Худорожков, Николай Яковлев, Сергей Чебанов, а так же Константин Зырянов, Константин Парамонов, Александр Галеутдинов и другие.

Заметной вехой в истории ФК "Амкар" и футбола Прикамья стала победа 12 сентября 1998 года в розыгрыше Кубка России 98/99 годов над неоднократным чемпионом страны московским "Спартаком" со счетом 1:0. С трибун стадиона "Звезда" за матчем наблюдали 25 тысяч любителей футбола, бурно приветствовавших после окончания встречи успех своих земляков - амкаровцев.

1999 год стал новым этапом в истории выступлений команды и футбольной Перми - после многолетнего перерыва представитель области - "Амкар" вновь представлял регион в первом дивизионе отечественного футбола. С этого времени пермский клуб имеет наивысший рейтинг среди профессиональных клубов Урала.

Еще более успешным стало выступление клуба в розыгрыше Кубка России 2001/02 годов. По ходу турнира «Амкар» одержал победы над «Металлургом» (Красноярск), «Ностой» (Новотроицк), командами Премьер-лиги «Торпедо» (Москва) и «Сокол» (Саратов). И только в полуфинале розыгрыша пермяки уступили в Москве столичному ЦСКА (0:1). В итоге, впервые за 100 лет пермского футбола местная команда мастеров сумела выйти в 1/2 финала престижного турнира страны.

В 2003 году ФК "Амкар" вышел в Премьер-лигу [10].

3.2 Спортклуб «Амкар» и СМИ

По словам зам. ген. директора по связям с общественностью Руслана Муллагалиева отношения футбольных клубов в России складываются не так, как везде. «Мы идем своим путем». Это так. «Везде телекомпании платят федерациям за право показывать матчи национального чемпионата. В российских же традициях все наоборот. Какие только комбинации ни изобретались! Но во всех – денежные потоки шли в обратном направлении: от клубов к телекомпаниям, то есть продавцом товара – эфирного времени являлось телевидение, а его покупателем – футбольные команды. В долгой уже истории этих отношений о зрителях, конечно же, вспоминали, но материальные интересы были превыше всего» [8]. И это происходит не оттого, что русские не смотрят футбол. Нет, просто наши СМИ не имеют таких денег. Исключения составляют гиганты масс-медиа – телеканалы СПОРТ, НТВ, ОРТ, РТР. И то, последние каналы присоединились к каналу СПОРТ только тогда, когда поняли, что они смогут окупить эти трансляции рекламным временем. Пермский телеканал Т7, единственный имеющий ПТС – передвижную телевизионную станцию, этого делать не хочет, так как окупить эти деньги в Перми не удастся – реклама у нас тоже в зачаточном состоянии.

Понятно, что быть в такой тени футбольному клубу нельзя. Поэтому руководство идет на разные меры.

  • Это и договоры, большей частью бартерные, на аренду своих площадей на стадионе взамен изготовления баннеров, листовок, атрибутики клуба.
  • Это и разделение рекламных пакетов на генерального спонсора и информационного спонсора. Такие условия устраивают обе стороны – у клуба появляются рекламные материалы, с которыми можно работать, а у рекламодателя возможность показать себя, так как сейчас довольно насыщенно снимают футбольные матчи.

На первом месте в работе пресс-атташе, конечно, работа со СМИ. Такая работа интересна и важна. Много разнообразных СМИ хотят и получают аккредитацию на показ матчей. Но только генеральные спонсоры всегда могут получить прямиком из отдела по связям с общественностью «жареное». На сегодняшний день генеральным информационным партнером ФК «Амкар» является телеканал Рифей-Пермь. В 2005 г. этим правом так называться пользовался телеканал UTV . Из печатных СМИ в 2005 г. эксклюзивом обладала газета «Советский спорт в Перми», в 2006 г. – «Комсомольская правда в Перми». И с 2004 г. «Амкар» поддерживает Альфа-радио. В этом году заключили договора: телеканалы «Авторадио» и «Авто-ТВ», радио «Авторадио», «Наше радио», «Мотор», Общественное российское радио, газеты «Пермские новости» и « Business -класс».

Стадион «Звезда», принадлежащий клубу, является одним из самых популярных в городе, благодаря команде, понятно. Даже в самые неудачные матчи, когда результат либо неинтересен, либо понятен сразу, на стадионе собираются до 13 тысяч человек. Подобные собрания на других стадионах можно увидеть только по большим праздникам – в Новый год или День города.

Футбольный клуб «Амкар», несомненно, уникальный клуб. В его администраторском составе всего 10 человек – ген. директор, коммерческий директор, зам. ген. директора по связям с общественностью (он же пресс-атташе), три бухгалтера, секретарь, юрист, спортивный директор, директор стадиона, что, во-первых, сокращает расходы, а во-вторых, повышает взаимозаменяемость работы. Часто коммерческий директор может выполнить работу пресс-атташе, и наоборот. И еще. Главный тренер с командой со дня ее основания. «Не было в новейшей истории Российского футбола, команды, которая за 10 лет, постоянно повышая свой класс, начиная с Третьей Лиги, вышла в Элиту нашего футбольного Первенства. Руководство и тренерский штаб не боятся коренных ломок в определенные моменты, когда становиться ясно, что старый багаж начинает тянуть назад или намечается застой. Так было в 2003 году, когда кардинально был омоложен состав, а уже в 2004 году «Амкар» уже играл в Премьер-лиге!»[10]

И это несмотря на то, что бюджет клуба составляет всего 6 млн. рублей. « Для сравнения, ярославские депутаты выделили только на содержание «Шинника» 150 млн. рублей, бюджет «Крыльев Советов» в будущем сезоне должен составить $30 млн. А в Перми на шесть профессиональных команд выделено всего 120 млн. рублей.»[7]

Сейчас любой структуре, а особенно спортивному клубу, зачастую зависимому от спонсорских вложений, небезразлично, в каком виде она будет представлена на страницах СМИ. В ряде случаев для облегчения выстраиваемого положительного образа структуры сами создают СМИ, рассчитанные как на внутреннюю (стенгазета), так и на внешнюю аудиторию. Необходимо понимать и разделять Футбольный клуб и Футбольную команду. У них свои расписания, свои правила. Из-за малой аудитории в клубе издавать корпоративную или же хотя бы стенгазету смысла нет. В футбольном команде ситуация похожа: немногочисленный состав оной и обслуживающий ее персонал более менее постоянен (я не говорю про «продажи» или вновь приходящих игроков – это случается крайне редко), все знают все друг про друга.

3.3 Атрибутика

Изготовлением, разработкой и реализацией атрибутики футбольного клуба «Амкар» занимается коммерческий отдел. Он сотрудничает с московской организацией «Мир футбола», которая обслуживает почти все спортивными клубами России. Можно отметить такой факт, что с выходом в Премьер-лигу в десятки раз увеличились как производство, так и разнообразие вещей для фанатов. В частности, можно приобрести футболку с фамилией и номером любимого игрока за 250 рублей, за ту же сумму футболку х/б красной, черной и белой расцветки с названием любимой команды, бандану за 50 рублей и бейсболку с логотипом «Амкар» за 200, разнообразные шарфы от 150 до 250 рублей, двусторонние и односторонние вымпелы команды (100р. и 75р. соответственно). Конечно, можно приобрести для личного пользования и флаг команды - его можно взять за сумму в 400р. Очень большой ассортимент значков и брелоков [См. приложение 4].

Реализуются они через сеть партнеров – это 4 магазина: "Спорт-Стиль" на ул. Ленина, 78; "Евро-Спорт" на ул. Ленина, 76; "Все для спорта" на ул. Ленина, 100; "Гринвич" на Комсомольском проспекте. Эти вещи служат замечательными подарками для любого фаната, а потому очень хорошо расходятся. Как известно, спрос рождает предложение, поэтому коммерческий отдел старается следить за ним и за веяниями моды.

Помимо атрибутики, для болельщиков «Амкара», да и просто для любителей игры есть замечательный день суббота, в который они запросто могут прийти на стадион «Звезда» и поиграть в футбол на профессиональном поле. Постоянно проводятся различные регулярные турниры, соревнования среди болельщиков и ветеранов. «Амкар» имеет несколько юношеских команд, которые успешно выступают в региональных и общероссийских соревнованиях. В этом году на основном поле «Звезды» играет женская команда Перми «Звезда-2005».

3.4 Работа с фанатами

Гордостью и поддержкой для любой футбольной команды являются фанаты. На стадионе у них свой сектор. Но они же составляют и большую трудность. Известно, что есть фаны адекватные, а есть и такие, для которых является «делом чести» попасть после матча в милицию. Например, такие как «карлики». Они так названы не потому, что рост маленький, а потому им всего по 14-15 лет. Они из тех, кто очень агрессивно ведет себя на трибунах и сеет раздоры. В 2004 году отдел по связям с общественностью организовал первую встречу милиции и фанатов под лозунгом «Давайте уважать друг друга», и такие встречи сейчас проходят постоянно. Характерно, что «карлики» там не бывают. В апреле месяце сего года администрация клуба провела встречу болельщиков с президентом клуба Валерием Чупраковым, где все желающие могли на протяжении полутора часов задать интересующие их вопросы и получить ответы из «первых рук». Разговор шел также о поддержке фанатами команды и о неправомерных действия милиции во время матчей.

Такие встречи объединяют фанатов, и что приятно, появился, наконец, такой человек среди них, который взялся сцентрализовать фанатское движение всех районов. Более спокойные болельщики даже получают бонусы в виде скидок на билеты, так называемые Фан-карты. Эти люди помогают весной очищать стадион от снега, моют сиденья. Выходит всем выгода – у них Фан-карта, у клуба – чистый стадион.

3.5 Работа СО-отдела

В чем конкретно заключается работа отдела по связям с общественностью в ФК «Амкар»? Он ищет партнеров, аккредитовывает журналистов, заключает договоры на рекламу, наблюдают за болельщиками, организовывают их выезды вслед за командой. «Амкар» как бренд, как источник новостей интересен, и этим надо пользоваться. Вся официальная информация появляется отсюда. Отдел занимается имиджевой рекламой, постоянно подпитывая ее. Реклама – это баннеры, выпускаемые под разными лозунгами: например, в 2005 году – «10-летие «Амкара», 2006 год – «Вместе навсегда». Пресс-атташе поддерживает контакты с пермским конкурсом красоты, где футболисты выступают в роли «приглашенных звезд».

Этот отдел проводит «матчи среди ветеранов, журналистов, и прочее, и прочее, и получает за это кучу организационных проблем и популярность в массах». Работники этого отдела занимаются наполнением официального сайта клуба www . amkar . ru , где можно прочитать об истории создания клуба, об игроках команды, новости, разбор игр и узнать о продаже билетов и сайта пермской краевой федерации футбола www . ffpk . ru , президент которой является, по совместительству, вице-президентом клуба «Амкар». Здесь можно найти сведения о турнирах и чемпионатах Пермского края, в которых участвуют игроки пермской команды. Они проводят мониторинг прессы и обзоры СМИ, чтобы знать, что о клубе пишут и говорят. Постоянно отслеживают «гостевую книгу» официального сайта клуба, где можно увидеть «настроения» болельщиков. Сотрудники отдела организуют и проводят встречи и пресс-конференции для прессы, гостей клуба и проводят экскурсии для школ. Они работают с милицией и фанатами; ведут печатный, аудио- и видео- архивы (некоторые из аудиоархивов можно найти на официальном сайте клуба); печатают брошюры, программы матчей многое другое. «Отдел по связям с общественностью – это «гуманитарии». – Говорит Руслан Ремович. - Это реклама, пресса, фотограф, администратор сайта и т.д. – они футболом не занимаются, но делают все, чтобы матч состоялся».

С 1998 года администрация клуба сотрудничает с типографией «Зебра», так как иметь собственную типографию для клуба невыгодно из-за маленьких объемов продукции. Здесь хранится огромный на сегодня архив всех документов, напечатанных для «Амкара»: постеры, настенные и карманные календари, ежегодный календарь-справочник, программки к матчам и турнирам.

В 2005 году вышел журнал «Третий тайм». Журнал не новостийний, поэтому даже через год его можно читать с не меньшим интересом, как и сразу после выпуска. К сожалению, журнал не смог найти за короткое время спонсоров и 2, а по совместительству и последний, номер журнала, вышел в этом же году.

Еженедельно по вторникам на канале "Рифей-Пермь" выходит программа, посвященная пермскому "Амкару" - "PRO-Футбол". Программа, можно сказать, заказная, так как ни один из сюжетов не может выйти в эфир без согласования с СО–отделом клуба. Программа является «рупором» клуба и информирующим звеном между командой и болельщиками, не бывшими на стадионе. Руководитель проекта: Андрей Сидорчуков. Время выхода передачи в эфир - вторник 00:00. Повтор - среда 12:00. Каждую наделю по четвергам на "Альфа Радио" выходит программа о пермском "Амкаре" "Голевой момент" с Дмитрием Вершининым (текст одной из программ можно увидеть в Приложении 1). Время выхода передачи в эфир: 16-30.

Ситуация с российскими СМИ обстоит проще. ФК «Амкар» является членом Российской Футбольной Премьер-лиги – автономной организации, входящей в Российский Футбольный Союз. И какую-то часть вопросов берет на себя руководство РФПЛ. Они подписывают договоры на своем уровне и извещают об этом руководство «Амкара».

«У «Амкара» хороший имидж бедного, но гордого клуба, идущего своей дорогой, которому чужды конфликты» - с гордостью заявляет заместитель генерального директора по связям с общественностью Руслан Ремович Муллагалиев. - У клуба постоянный состав руководства, не меняющийся с самого основания команды. Нет катаклизмов. Нет революций. «Когда говорят «Амкар», понимают – стабильность во всем».


Заключение

 

Благодаря тому, что телекомпании, наконец, поняли, что трансляции футбольных матчей могут принести ощутимую выгоду, болельщики футбола имеют возможность не только понаблюдать за игрой любимых игроков зарубежных клубов, но и «поболеть» за наших. Начинают активно закупаться права на трансляцию игр Чемпионатов России, Кубка России, игр Премьер-лиги. И футбольным клубам не нужно уже «уговаривать» телевизионные компании показать матчи с их участием – они сами диктуют - что, когда и где показать.

К сожалению, ситуация еще не совсем сбалансирована в Перми, и увидеть выборочные матчи футбольного клуба «Амкар» поклонники могут только на общероссийском телевидении. И в этом я вижу недоработку отдела по связям с общественностью футбольного клуба «Амкар». На мой взгляд, сотрудникам этого отдела стоило бы «поплотнее» заняться этой проблемой, чтобы увеличить свою популярность среди жителей города (мы имели возможность смотреть матчи по баскетболу с участием команды «Урал – Грейт» на Т7, почему «Амкар» не может этого добиться?).

В своей работе мы дали определение понятия PR , задачи и структуру отдела по связям с общественностью, охватили проблемы спортивной коммуникации, проанализировали работу СО-отдела футбольного клуба «Амкар». В дальнейшем мы бы хотели продолжить работу над темой спортивных коммуникаций и сравнить работу СО-отдела баскетбольного клуба «Урал – Грейт», хоккейного клуба «Молот» и футбольного клуба «Амкар».

Конструктор сайтов - uCoz